2011-2012 Информация



Дорогие шестиклассники! 
      В этом году Вам предстоит работа над исследовательским проектом по музыке на тему: "Можно ли услышать живопись"?  Вы должны выбрать живописное полотно, на котором изображён музыкальный инструмент. В процессе работы над проектом познакомиться с творчеством художника выбранного полотна.  
     Следующим этапом Вашей работы будет сочинение интересного рассказа, который должен будет предварять события, воссозданные художником на картине, описывать происходящее на полотне и возможно последующее развитие событий, либо подобрать поэтическое произведение, являющегося эпиграфом.
      А также подобрать музыкальное произведение, иллюстрирующее развитие событий в картине с учётом временных рамок, т.е. с творчеством композитора, произведение которого вы выбрали, автор вашей картины должен быть «знаком», соответственно они должны быть современниками, либо композитор является классиком.

     Представляю Вашему вниманию рассказ и оформление презентации, которая должна быть подготовлена Вами, как отчёт о проделанной работе...

Творческий проект на тему: 
«Можно ли услышать живопись».

Слайд №1 (титульный)
    На уроках в 5 классе мы достаточно часто задавали себе вопрос: «Можно ли услышать живопись?»  Ответ нам казался очевидным. В 6 классе у нас с Вами есть возможность расширить рамки школьной программы и познакомиться с творчеством русских и зарубежных художников, которые обращались в своём творчестве к темам, связанным с музыкой. А также не только увидеть, но и услышать  живопись. 

Слайд №2
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого. Краткая биографическая справка на слайде. И на мгновение представим себе, что выдающийся художник решил побеседовать с нами и оставил нам, своим потомкам, письмо…

Слайд №3
Добрый день, мои юные друзья. Я рад возможности, опережая время, побеседовать с вами. Позвольте представиться, Левицкий Дмитрий Григорьевич, русский живописец, академик, мастер парадного и камерного портрета. Надеюсь, Вы знакомы с моим творчеством, ведь портреты моей работы выставлены в Русском музее. Ну, а если нет, то у нас сегодня есть такая возможность. Искусствоведы считают, что вершиной моего творчества, как собственно и всего русского портрета XVIII века – стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Эта серия портретов получила название «Смолянки».

Слайд №4
С 1773 по 1776 год я по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году.

 Слайд №5
Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы — Петергофe.

Слайд №6
Их местопребыванием стала Куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат.

Слайд №7-9
Если Вы обратили внимание, то всем портретам присуща эффектная зрелищность, так как воспитанницы представлены в театральных костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис.
Увеселения, сопровождавшие церемонии, балы, маскарады, концерты, спектакли, были использованы мною, как сюжетная основа портретов „благородных девиц“, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности.

Слайд №10
Но особенно мне бы хотелось обратить Ваше внимание на  портрет Алымовой Глафиры Ивановны - дочери полковника Ивана Акинфиевича Алымова. Воспитанница Смольного института благородных девиц (1764-1776), закончила его с золотой медалью; была одной из лучших арфисток того времени. Не случайно она изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки.
Когда я услышал, как воспитанница Алымова музицировала, у меня не оставалось никаких сомнений на счёт того, каким должен быть портрет с её изображением. Каким восхитительным было это юное лицо. Сколько в нём было умиротворения и одухотворённости. Казалось, её руки не касались инструмента, а изящно парили над сверкающими струнами. Когда я вспоминаю этот портрет или вижу его, то невольно вспоминаю волшебные звуки арфы. Хотите верьте, хотите нет, но этот портрет воскрешает в моей памяти музыкальные ассоциации и я бы назвал этот портрет «звучащим». Мне бы очень хотелось, чтобы и у Вас созерцание этого портрета дополнялось звучанием этого божественного инструмента.

Слайд №11
Да, смею заметить, что воспитанница Алымова, в момент когда я впервые увидел её музицирующей на арфе исполняла произведение Торла О`Каролана (1670-1738) , ирландского арфиста, композитора, певца и поэта эпохи барокко. Во времена Торла чётко разграничивались народная музыка и так называемая классическая, но О’Каролан сумел соединить в своих мелодиях музыку народную и музыку классическую.

Слайд №12
Композиторы итальянского барокко такие как Вивальди и Корелли оказали большое влияние на произведения Торла О’Каролана, который виртуозно вплетал мелодии итальянских музыкантов в свои произведения. Ещё одним источником вдохновения для Торла была музыка его родной Ирландии, народные песни, местные популярные мелодии, танцевальная  музыка и музыка старых ирландских арфистов, которые были почитаемы народом. Уникальность его таланта заключается в том, что он соединял абсолютно разные музыкальные направления и делал это настолько гармонично, что его музыка завораживала и приводила аудиторию в восторг. На этом разрешите откланяться и до новых встреч!

Слайд №13
Счастливого просмотра… или прослушивания?

Слайд №14
Используемая литература и источники.




Уважаемые семиклассники.
     В этом году Вам предстоит работа над исследовательским проектом по музыке на тему: "Из истории музыкальных инструментов"?  Вы должны выбрать музыкальный инструмент познакомиться с историей его создания. В процессе работы над проектом необходимо подобрать живописные полотна или фотографии с его изображением.  
     Следующим этапом Вашей работы будет изучение источников, повествующих об истории создания выбранного Вами инструмента, а также знакомство с литературными произведениями в которых упоминается о нём: это могут быть как художественные произведения, так и познавательная литература. Этот этап заканчивается написанием эссе и проведением анкетирования одноклассников с последующим составлением диаграммы.
      А также необходимо подобрать одно или несколько музыкальных произведений, в которых будет звучать выбранный Вами инструмент или найти видеоматериал. 

     Представляю Вашему вниманию рассказ и оформление презентации, которая должна быть подготовлена Вами, как отчёт о проделанной работе.


Творческий проект на тему:
«Из истории музыкальных инструментов».

Слайд №1-2 (титульные)

Слайд №3 (диаграмма)

Слайд №4
         Во все времена охота считалась занятием благородным. Она приучала людей к выносливости и успешному владению оружием.
        
Слайд №5
         Очень живописно рассказывает нам об этом великий русский поэт А.С.Пушкин:
«Пора, пора!   Рога  трубят;
Псари  в  охотничьих   уборах
Чем  свет  уж  на  конях  сидят,
Борзые  прыгают  на  сворах». 

Слайд №6
         Русские егеря не знали других инструментов, кроме медных рогов. Когда егеря одновременно дули в рога, то окрестности потрясал сильный ревущий звук, спугивающий дичь.

Слайд №7
         Особо страстно и всецело посвящала себя охоте дочь Петра I императрица Елизавета. Она уделяла этому занятию немало времени и средств.
         Когда, состоявший в чине гоф-маршала Семен Кириллович
 Нарышкин был назначен обер-егермейстером, он поставил задачу улучшить грубые немузыкальные охотничьи трубы. Это и послужило началом организации той новой, замечательной полевой или охотничьей русской музыки, подобной которой не существует нигде - роговой. Именно с этих времён и берёт своё начало история Роговой Музыки…

Слайд №8
         Инструменты были абсолютно не настроены, и по свидетельству очевидцев, при совместном звучании производили невероятный шум.
         В 1751 году князь Нарышкин повелел придворному капельмейстеру,
искусному валторнисту из Богемии  Яну Марешу «Согласить у своих охотников все рога в стройность», т.е усовершенствовать эти инструменты: одни были уменьшены, другие - увеличены, третьи же сохранили прежнюю форму. Таким образом, было изготовлено 37 инструментов диапазоном в 3 октавы.

Слайд №9 (определение капельмейстер)

Слайд №10
         Благодаря новым инструментам достигалось гармоничное звучание.
Красивый тембр и мощное звучание рогового оркестра покоряло слушателей. М.В. Ломоносов в 1753г. Создает оду «На изобретение роговой музыки»:
«… Что было грубостей в охотничьих трубах,
Нарышкин умягчил при наших берегах,
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятностей сыскали…»

Слайд №11
         Как и раньше, каждый рог оркестра, изготовленный из латуни, давал один звук, однако, теперь имел уже свой определенный тон. Во время игры каждый должен был следить за тем моментом, когда ему нужно было взять свой звук, издавать его абсолютно точно и отсчитывать по своему листу момент вступления. Все звуки сливались и в их стройной последовательности звучало произведение. «Кто не слышал этой новой музыки, тот может составить себе о ней понятие, если вообразит, что слышит издали мощные рокочущие звуки нескольких больших церковных органов».          Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую нажимает капельмейстер, поэтому оркестры состояли исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам, известным богачам. Любопытен один исторический факт: «Два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал: «Я нарышкинский До» (название ноты); другой отвечал: «Я нарышкинский Фа-диез». Недаром один из иностранных слушателей отметил, что подобная музыка «могла быть организована только в стране, где существует рабство».

Слайд №12
         Первое выступление этого оркестра, к изумлению двора и иностранных министров, состоялось в 1757 году близ села Измайлово Московской губернии во время торжественной охоты, устроенной обер-егермейстером в честь императрицы. Елизавета, совершавшая прогулку верхом, была поражена звуками величественной музыки, которая как будто лилась с небес. В чистом поле раздавались фуги Баха. Это был сюрприз Нарышкина – концерт Рогового Оркестра. Звучание рогов произвело на императрицу Елизавету настолько сильное впечатление, что она сразу приказала организовать оркестр при дворе.
  До этого времени Роговая Музыка считалась приватной, и называлась «Нарышкинскою» Роговой Музыкой, а после охоты в 1757 году Роговая Музыка стала именоваться – Императорской. Роговая музыка быстро стала популярной. Ни одно значимое событие не проходило без её участия.
   Впоследствии музыка эта стала звучать и при дворе в Петербурге ("Невские серенады"), она часто исполнялась на шлюпках, и тогда в знойный летний вечер звуки ее, далеко доносившиеся с Невы, приобретали своеобразную прелесть.
      Роговые оркестры просуществовали в русской музыкальной культуре около 100 лет. Последняя попытка его возродить была предпринята ко дню коронования Николая II (1896г.), но она не оказалась удачной. Роговые оркестры были забыты... и превратились в музейные экспонаты. В 1900 году коллекция пополнилась редчайшими рогами конца ХVIII в., купленными Николаем II у герцога Кобургского по инициативе К.К. Штакельберга.

Слайд №13
   В экспозиции музея музыкальных инструментов представлены 70 рогов из 3х комплектов. Рога, хранящиеся в музее музыки, молчали более ста лет.

Слайд №14-17
    Современные музыканты по-разному видят пути возрождения старинной русской традиции. В 2006 в Петербурге произошло по-своему знаковое событие — образовался еще один роговой оркестр! Его организатором, художественным руководителем и дирижером стал молодой и разносторонне одаренный Сергей Поляничко. Его любимым детищем стал амбициозный проект — «Российский роговой оркестр».
Помогает Сергею «музыкальный Левша» — Владимир Головешко, своими руками изготовивший 74 инструмента, составляющих арсенал нового оркестра. Владимир также занимается «высшей математикой» — на основе клавира сочинения создает «роговую» партитуру. Каждому исполнителю поручается от двух до пяти рогов, причем само их распределение представляет собой весьма нетривиальную задачу.
Сейчас в коллективе 25 молодых музыкантов. Это студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории, артисты музыкальных театров и симфонических оркестров — большинство из них лауреаты российских и международных конкурсов. Добровольно, без плетки и кнута, к тому же совершенно бесплатно они все свободное время посвящают тяжелой кропотливой работе. Оркестр продолжает традиции 18 века, выступает на многих площадках Санкт-Петербурга и гастролирует.

Слайд №18 (музыкальный фрагмент)

Слайд №19 (диаграмма)

Слайд №20 (Используемая литература и источники)





Уважаемые восьмиклассники
     В этом году Вам предстоит работа над исследовательским проектом по музыке на тему: "История одного шедевра". 
     В рамках проектной деятельности Вам необходимо провести  исследовательскую работу, связанную с историей создания выбранного произведения с точки зрения значимости этого произведения в творческой судьбе композитора, используя исторические документы: переписку композитора, воспоминания современников, автобиографические мемуары. Проиллюстрировать свой выбор одной или несколькими музыкальными интерпретациями или аранжировками произведения или найти видео.
     Итогом работы должно стать сообщение, сопровождаемое презентацией, иллюстрирующей ваше выступление.
     Представляю Вашему вниманию сообщение и оформление презентации, которая должна быть подготовлена Вами, как отчёт о проделанной работе.


Творческий проект на тему: 
«История одного шедевра Фридерик Шопен Прелюдия №15 Des-moll».

Слайд №1 (титульный)
         Чтобы рассказать историю одного шедевра, невозможно не вспомнить одну из самых удивительных и невероятных историй любви. Да, да именно о любви мы и начнём сегодня наш разговор.
        
Слайд №2-4
         Фредерик Шопен и Жорж Санд познакомились в 1836 году на светском вечере в доме графини д'Агу. После того как композитор сыграл для гостей вечера несколько своих этюдов, к нему подошла хозяйка дома и представила его довольно странной особе – женщине, одетой в мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту.
         После короткого разговора Шопен заметил хозяйке: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!»

Слайд №5
         Родителям же он написал: «Я познакомился с большой знаменитостью, г-жою Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но её лицо мне несимпатично и вовсе не понравилось. В нём есть даже нечто такое, что меня отталкивает».
         Известно, что женщина побеждает не одной красотой. В доме графини д'Агу Шопен вновь встречается с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. При этом Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором. Вскоре их встречи стали частыми – писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.
        
Слайд №6
         Они были очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм – в обществе Фредерика Жорж Санд старалась носить платья. Он был единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравилась его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным – его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой).

Слайд №7
         Зиму 1838-1839 года Жорж Санд и Шопен решили провести на острове Майорка считая, что это будет лучше, чем зимний климат Парижа.
         Когда Шопен только приехал на Майорку, он был захвачен красотой острова, теми видами моря и скал, которые предстали его взору в Пальме, главном городе острова.

Слайд №8
         Так Шопен описывал свои впечатления  в письме в Париж своему другу Юльяну Фонтане. «Я в Пальме – среди  пальм, кедров – кактусов – олив, померанцев, лимонов – алоэ, фиговых деревьев -  гранатов – и т.п… Небо – как бирюза, море – как лазурь, горы  – как изумруд, воздух – как небеса. Днём солнце, все ходят по-летнему, и жарко; ночью - гитары и пение по   целым   часам.    Огромные    балконы,   доверху       оплетённые виноградом, мавританские стены. Всё здесь и сам город напоминает Африку. Словом, чудесная жизнь… Скоро получишь Прелюдии».
         Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Вскоре о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. Найти новое жилье было практически невозможно, несмотря на то, что Жорж Санд взяла с собой своих маленьких детей - сына Мориса и дочь Соланж. Весть о болезни композитора распространилась по всему городу и жители шарахались от Фредерика, как от зачумленного.

Слайд №9-10 
         Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре Вальдемоса.

Слайд №11 
         При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий.

Слайд №12
         В одном из последующих писем в Париж своему другу Юльяну Фонтане читаем: «Завтра еду в чудеснейший монастырь Вальдемоса писать в келье старого  монаха,  в  душе  которого, быть может, было больше огня, чем  у  меня,  и он заглушал его,  заглушал и гасил,  ибо владел им напрасно… Думаю вскоре послать тебе мои Прелюдии и Балладу».

Слайд №13 (прелюдия - определение)
         Цикл прелюдий Шопена - замечательный памятник культуры. Их хочется назвать бессмертной поэтической энциклопедией настроений и чувств. Создание прелюдий Шопена и связанное с ними путешествие на Майорку овеяно легендами и преданиями, без конца повторяемыми в разных вариантах на протяжении прошедших  лет уже несколькими поколениями биографов и музыковедов.
         По одному из преданий однажды Шопен музицировал в одиночестве, пока Жорж Санд с детьми ездила за покупками. Шопен задремал, и ему пригрезилось, что из здания напротив выходят какие-то страшные монахи и со зловещим пением обходят вокруг его жилища. Шопен никак не мог отделаться от этого мрачного видения. Когда Жорж Санд с детьми вернулась с покупками из города, она застала Шопена в обмороке у фортепьяно. Приходя в себя, Шопен произнес странные слова, которые любят повторять все биографы:

Слайд №14
 "Я думал, что вы все уже умерли...".

         По одному из вариантов легенд, медленное, зловещее, неумолимо приближающееся и отдаляющееся шествие этих страшных монахов и воплощено в средней части одной из прелюдий. Прелюдии №15 Des-moll. Другие части прелюдии пронизаны нежными и ласковыми интонациями дождя, как бы преломленными через лирическое восприятие Шопена. Поэтому эту прелюдию часто называют "прелюдией в дождевых каплях". В конце прелюдии особенно явственно чувствуется, как падают последние, сверкающие на солнце, капли дождя и вздыхает обновленная грозой земля...

Слайд №15-16
         Давайте перенесемся в прекрасный поэтический мир этой прелюдии - нежный, тревожный и фантастический.





Комментариев нет:

Отправить комментарий